ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 августа 2024 г. № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 202/2025 учебном году» |
Программы вступительных испытаний в 2025 году для получения общего высшего и специального высшего образования Сроки проведения централизованного экзамена (ЦЭ) и централизованного тестирования (ЦТ) в 2025 году 26 мая ЦЭ по предмету на выбор (для выпускников 11 классов 2025 года): обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история (новейшее время), история Беларуси в контексте всемирной истории. 26 мая ЦТ по предмету на выбор (для выпускников прошлых лет и выпускников колледжей): обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история (новейшее время), история Беларуси в контексте всемирной истории. 29 мая ЦЭ (для выпускников 11 классов 2025 года) по белорусскому или русскому языку. 29 мая ЦТ (для выпускников прошлых лет и выпускников колледжей) по белорусскому или русскому языку. 2 июня ЦТ по предмету на выбор (для всех абитуриентов): математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), география, всемирная история (новейшее время), история Беларуси в контексте всемирной истории. 5 июня ЦТ по предмету на выбор (для всех абитуриентов): обществоведение, химия, физика, история Беларуси. Репетиционное тестированиеВниманию выпускников учреждений общего среднего образования и абитуриентов учреждений высшего образования 2025 года!Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» информирует о проведении репетиционного тестирования по 15 учебным предметам за курс общего среднего образования для подготовки к централизованному экзамену и централизованному тестированию 2025 года. Репетиционное тестирование будет проводиться в три этапа: 1-й этап – октябрь – декабрь 2024 г. 2-й этап – январь – февраль 2025 г. 3-й этап – март – апрель 2025 г. Перечень учреждений образования Республики Беларусь, на базе которых можно пройти репетиционное тестирование, будет размещен на сайте РИКЗ после заключения договоров. Каждый пункт проведения тестирования определяет свой график проведения и количество участников репетиционного тестирования по учебным предметам. Актуальная информация по всем доступным сеансам репетиционного тестирования размещается в личном кабинете участника тестирования на сайте РИКЗ. Результаты репетиционного тестирования в тестовых баллах призваны помочь его участнику отследить динамику устранения своих пробелов в знаниях и повышения уровня подготовки по предмету, но не обязаны совпадать с его результатами на выпускных и вступительных испытаниях. В специальной рубрике «Репетиционное тестирование» на сайте РИКЗ представлены положение, а также подробный алгоритм для абитуриента, который рассказывает о единой системе регистрации участников репетиционного тестирования. Стоимость одного предмета — 10,90 белорусских рублей. Обратите внимание, что регистрация на РТ считается завершённой только после оплаты свернуть ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2025 Подробности Министерство образования изложило в постановлении от 29 августа 2024 г. №108, которое опубликовали на Национальном правовом интернет-портале. Школьные экзамены за курс базовой школы Документом утверждено, что в 2024/25 учебном году выпускникам 9-х классов нужно сдать четыре итоговых экзамена за курс базовой школы. В этот перечень вошли: ВАЖНО! При продолжении обучения в 10 классе учащиеся имеют выбор: обучаться в профильных классах, где изучаются отдельные учебные предметы на повышенном уровне (два предмета по выбору), либо изучать все предметы на базовом уровне. Для поступления в профильные 10 и 11 классы необходимо иметь итоговые отметки по профильным предметам от 7 баллов и выше, средний балл свидетельства об общем базовом образовании 7 (округляется до целых). При обучении в классах с изучением всех предметов на базовом уровне учащиеся обязаны осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) в объёме 6 часов в неделю в рамках изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Профессиональная подготовка, как правило, осуществляется на базе учреждений среднего специального образования. Для учащихся Борисовского района – это филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж», УО «Борисовский государственный колледж», УО «Борисовский государственный строительный колледж». ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН-2025 Централизованные экзамены за курс средней школы 11-классникам предстоит сдать два централизованных экзамена в письменной форме: Централизованный экзамен (ЦЭ) обязателен для всех учащихся 11-х классов и совмещает в себе выпускной и вступительный. Это освобождает школьников от подготовки к разным формам испытаний. К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ. В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше. Предметы для сдачи на ЦЭ Одиннадцатиклассники сдают два ЦЭ. Первый экзамен – русский или белорусский язык на выбор. Второй предмет должен быть из числа дисциплин, по которым проводится ЦТ: математика, физика, химия, биология, всемирная история, история Беларуси, обществоведение, география, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) язык. Выбор необходимо сделать с ориентацией на дальнейшее поступление в учреждение высшего образования с учётом двух профильных предметов по выбранной специальности. ВАЖНО! С предметами надо определиться как можно раньше, так будет больше времени на подготовку. Ведь это не просто сдача каких-то экзаменов, а выбор дисциплины, необходимой для будущей профессии. Последовательность сдачи профильных предметов устанавливается самим выпускником и не зависит от того, является ли предмет первым или вторым профильным при поступлении в УВО (разница только в количестве времени на подготовку). Механизм проведения ЦЭ Регистрация, получение пропусков, выдача сертификатов пройдут в учреждении образования, где одиннадцатиклассники учатся. С предметами для сдачи необходимо определиться до конца февраля: заявление на участие в ЦЭ одиннадцатиклассники пишут на имя директора до 1 марта, но окончательное решение возможно принять до конца регистрации на ЦЭ, которая пройдёт с 20 марта по 5 апреля. После регистрации изменить уже ничего нельзя. Доставку на ЦЭ организует учреждение образования. Учащиеся собираются в школе, затем, используя либо общественный транспорт, либо школьные автобусы, одиннадцатиклассники в сопровождении педагогических работников централизованно добираются до пункта ЦЭ. Площадкой проведения ЦЭ для школьниковМостовского района является УО "Средняя школа №5 г.Мосты" Время начала централизованного экзамена – 11.00, явиться нужно не позднее чем за час. Структура тестов Тестовые задания ЦЭ и ЦТ по форме и уровню сложности идентичны. ЦЭ, как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А – задания с выбором правильного ответа из предложенных, и части В, где нужно самому написать краткий ответ (слово или число). Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописываются в спецификациях, которые ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Ознакомиться со структурой, формой и уровнем сложности экзаменационных материалов можно на репетиционном тестировании, а также пройдя демоверсию экзаменационного теста на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) по ссылке: https://result.rikc.by/ru/free/default.aspx Участие в централизованном экзамене При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен. В какую аудиторию попадёт выпускник, решит жребий – распределение проходит накануне дня экзамена случайным образом. В каждой аудитории сопровождение проведения ЦЭ осуществляют не менее трёх педагогических работников, один из которых – учитель предмета, по которому проводится ЦЭ. Экзаменационные материалы доставят из РИКЗ фельдъегерской службой. Их вскрытие, а после завершения мероприятия и упаковку проведут непосредственно в аудиториях. Отсчёт времени, отведённого на выполнение работы, начинается после получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. Инструктаж, заполнение полей регистрации сюда не входят. Отметка в аттестат Тестовые задания ЦЭ проверяет РИКЗ. После сдачи ЦЭ учащиеся получают два сертификата по 100-балльной системе оценивания. Для выставления отметки в аттестат этот результат будет переведён в 10-балльную отметку по переводной шкале, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь. Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. При выставлении итоговой отметки будут учитываться школьная отметка за год и результат централизованного экзамена. Выведенная по среднеарифметическому принципу итоговая отметка и будет поставлена в аттестат об общем среднем образовании. Документ об окончании школы будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, составит от 3 баллов и выше. Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, действителен два года. ВАЖНО! В 2025 году меняются сроки регистрации на централизованное тестирование (ЦТ): регистрация пройдёт с 9 по 22 апреля. Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена (далее – ЦЭ) разработаны в соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в ред. от 15 ноября 2023 г. № 348) и в целях обеспечения единых подходов к распределению обязанностей педагогических работников в аудитории проведения ЦЭ. Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, в числе которых один педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, или двух уполномоченных лиц и одного педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится ЦЭ. Из числа педагогических работников и (или) уполномоченных лиц определяется ответственный за сопровождение и проведение ЦЭ педагогический работник или уполномоченное лицо (далее ответственный педагогический работник). В состав группы педагогических работников входит хотя бы один представитель из числа педагогических работников учреждений высшего, среднего специального, общего среднего образования другой административно-территориальной (территориальной) единицы, чем та, учащиеся которой проходят ЦЭ в пункте проведения ЦЭ (при наличии такой возможности). В аудиториях пунктов проведения ЦЭ на базе учреждений общего среднего образования и профессиональных колледжей не могут находиться педагогические работники данного учреждения образования и педагогические работники, которые в 2023/2024 учебном году осуществляют образовательный процесс в XI (XII) классах, а также педагогические работники, которые находятся в близком родстве с участниками ЦЭ. Ответственный педагогический работник в аудитории обеспечивает организацию и проведение ЦЭ в аудитории, руководит работой педагогических работников в аудитории. Ответственный педагогический работник: обязан явиться в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принять участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой ему предстоит работать; получает у организационной комиссии список участников ЦЭ в аудитории, схему нумерации мест, схему распределения вариантов экзаменационных материалов, бланк протокола проведения ЦЭ в аудитории, пакеты с бланками ответов и экзаменационными работами под подпись в ведомости приемки-передачи (проверить их целостность), листы для рабочих записей, номера для жеребьевки мест участников ЦЭ (проверить их на предмет отсутствия посторонних меток); распределяет функции педагогических работников в аудитории по допуску, жеребьевке, регистрации и размещению участников ЦЭ в аудитории, определяет порядок действий каждого педагогического работника по эвакуации участников ЦЭ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, четко установив пути эвакуации; обеспечивает проверку аудитории на готовность к проведению ЦЭ (убедиться в отсутствии запрещенных к использованию предметов, правильности нумерации посадочных мест в соответствии со схемой, проверить количество жетонов (карточек) для жеребьевки участников ЦЭ, убедиться в наличии плаката с образцом бланка ответов, обеспечить оформление доски (планшета), убедиться в наличии часов, находящихся в поле зрения участников ЦЭ, и проверить точность их хода); получает от организационной комиссии непосредственно перед началом проведения ЦЭ пакеты с экзаменационными материалами; организовывает допуск участников ЦЭ в аудиторию, жеребьевку посадочных мест, размещение участников ЦЭ в аудитории в соответствии с результатами жеребьевки; доводит до сведения участников ЦЭ основные требования, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения; скрывает пакет с бланками ответов (пересчитывает бланки ответов и сверяет их фактическое количество и номера бланков с количеством и номерами, указанными в акте приемки-передачи бланков ответов из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории); информирует председателя организационной комиссии о несоответствии количества экзаменационных материалов во вскрытых пакетах количеству, указанному на пакетах, а также о других возможных внештатных ситуациях; оформляет полученный из РИКЗ акт приемки-передачи бланков ответов; организует раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории; объясняет порядок заполнения бланка ответов; перечеркивает по диагоналям не выданные участникам ЦЭ бланки ответов, складывает их в соответствующий пакет («Погашенные бланки ответов») и не запечатывает; вскрывает пакет с экзаменационными работами (пересчитывает количество экзаменационных работ и сверяет их фактическое количество с количеством, указанным на пакете с экзаменационными работами, полученными из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории); организует раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов; вкладывает невыданные экзаменационные работы в соответствующий пакет и запечатывает его сразу же после начала отсчета времени на выполнение экзаменационной работы; фиксирует на доске (планшете) время начала работы над выполнением экзаменационной работы и время его окончания; информирует участников за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы; фиксирует в протоколе проведения централизованного экзамена в аудитории факт выхода участников ЦЭ за пределы аудитории; проверяет комплектность экзаменационных материалов, находящихся на рабочем месте участника ЦЭ до выхода из аудитории и повторно по возвращении участника ЦЭ в аудиторию; отстраняет от участия в ЦЭ по данному учебному предмету и удаляет из аудитории участника ЦЭ, нарушающего требования прохождения ЦЭ, вносит данный факт в протокол проведения ЦЭ в аудитории (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов); фиксирует факт освобождения участника ЦЭ от участия в ЦЭ по уважительной причине в случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведения ЦЭ (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов); обеспечивает прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ; организует пересчет экзаменационных материалов, упаковку в соответствующие пакеты, оформление сопроводительных ярлыков на пакетах; оформляет акт приемки-передачи бланков ответов, протокол проведения ЦЭ в аудитории; обеспечивает сохранность и конфиденциальность всех экзаменационных материалов до момента передачи их организационной комиссии, своевременную передачу пакетов с экзаменационными материалами организационной комиссии; передает организационной комиссии протокол проведения ЦЭ в аудитории, листы для рабочих записей участников ЦЭ, использованные пакеты. Педагогические работники руководствуются Инструкцией для ответственного педагогического работника по проведению централизованного экзамена в аудитории, размещенной на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ, https://rikc.by/), выполняют распоряжения ответственных педагогических работников (членов организационной комиссии). Педагогические работники: являются в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принимают участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой им предстоит работать; принимают участие в проверке и подготовке аудитории к проведению ЦЭ; осуществляют допуск участников ЦЭ (первый педагогический работник располагается у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному в аудиторию, проверяя наличие пропуска, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность, соответствие фотографии личности участника ЦЭ, срок действия документа, удостоверяющего личность; второй педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, осуществляет жеребьевку рассадки путем вытаскивания номеров посадочных мест и делает отметку в списке участников ЦЭ номера посадочного места (если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно), рассаживает участников ЦЭ в соответствии со схемой нумерации мест в аудитории и следит за тем, чтобы сумки, книги и другие посторонние предметы, запрещенные к проносу в аудиторию, были сданы в гардероб (место для хранения), следит за тем, чтобы участники ЦЭ не переговаривались и не менялись местами; следят за соблюдением порядка и дисциплины в аудиториях в ходе проведения ЦЭ; наблюдают за выполнением участниками ЦЭ требований, предъявляемых к ним в ходе проведения ЦЭ, сообщают ответственному организационной комиссии о выявленных нарушениях данных требований; осуществляют раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории, а также раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов; консультируют участников ЦЭ по вопросам, возникающим в ходе заполнения области регистрации, по общим вопросам, возникающим в ходе проведения ЦЭ (ответы на такие вопросы следует произносить громко, доводя до всеобщего сведения); осуществляют прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ (в момент сдачи участниками ЦЭ материалов сверить данные документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ, с данными, внесенными в область регистрации бланка ответов, соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы); участвуют в процессе пересчета экзаменационных материалов, упаковке в соответствующие пакеты, оформлении сопроводительных ярлыков на пакетах, оформлении акта приемки-передачи бланков ответов, а также протоколе проведения ЦЭ в аудитории; в случае выхода участников ЦЭ из аудитории по уважительной причине обеспечивают сопровождение участника ЦЭ педагогическим работником вне аудитории; обеспечивают эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, выполняет функции, определенные для педагогического работника. Кроме того, отвечает только на вопросы общего характера, его информация доступна всем учащимся в аудитории, а не отдельному участнику экзамена. Педагог-предметник не оказывает помощь в выполнении заданий, его задача снизить напряженность в аудитории, оказать психологическую помощь, помочь учащемуся сформулировать замечание по содержанию экзаменационного задания (при его наличии) и корректно внести данное замечание в протокол проведения экзамена в аудитории. В случае обнаружения дефектов печати бланка экзаменационной работы, опечаток, способных повлиять на выполнение задания учащимися, педагогический работник, преподающий учебный предмет, оперативно информирует об этом организационную комиссию. Организационная комиссия при необходимости связывается с РИКЗ. Педагог-предметник информирует учащихся в аудитории о решении организационной комиссии, согласованном с РИКЗ, по возникшей ситуации. |